Тренинг-центр «Равновесие»
статья
Влияние подросткового периода на дальнейшую жизнь
По материалам книги "Осколки детских травм" Донны Джексон Наказава
(страница в разработке)
Подростковый возраст — это 10−12-летний период интенсивного социального и психологического роста, который превращает зависимого ребенка (начиная с начальной или средней школы) в функционально независимого молодого взрослого.
В 12−14 лет происходит так называемая возрастная «подрезка нейронов». Это естественный процесс. Сокращение количества нейронов «позволяет убавить шум в мозгах», говорит Маргарет МакКарти, доктор наук, профессор нейробиологии Медицинской школы Университета Мериленда.

Мозг готовится к узкой специализации, и «всё, что не нужно, уходит». Концентрируясь на чем-то одном, на том, что нас интересует — на бейсболе, пении или поэзии, мы приобретаем необходимый нам опыт, а потом оттачиваем своё мастерство.
В 12−14 лет происходит возрастная «подрезка нейронов». Это естественный процесс.
Стресс вызывает разрушение нейронов и проводящих путей нервной системы, которые объединяют разные участки мозга. При отсекании лишнего в переходном возрасте в интегрированной схеме взаимодействия различных участков мозга могут произойти сбои, влияющие на когнитивные способности подростка.
Проблема в том, что дети, пережившие стресс ранее, и так утратили много нейронов, поэтому естественная «подрезка» им вредит. Если интегрирующих волокон не хватает, подросток подвержен перепадам настроения, и справиться с собой ему становится всё трудней. Иными словами, мозгу не хватает соединений, которые нужны для создания оптимально функционирующей системы, чтобы управлять настроением, контролировать страхи и благополучно развиваться. И тогда обычные жизненные ситуации, пусть и сложные, но управляемые, становятся для травмированных в детстве слишком тяжелой ношей.
В качестве иллюстрации влияния переходного периода на дальнейшую жизнь приведем следующий пример.

Представим, что природа выделила детям для нормального развития условно 4000 нейронов. И представим двух пятилетних мальчиков, Сашу и Диму. Саша у Саши был в детстве сильный стресс (назовем это негативным опытом), а у Димы - нет. Под влиянием стресса нервные клетки Саши пусть медленно, но уничтожались. К 12 годам из 4000 нейронов у него осталось 1800. Он нормальный мальчик, никакие функции у него не утрачены, ему вполне хватает этих 1800 нейронов, так как природа изначально дает детям нейроны “с запасом”.
Но вот начинается переходный возраст. Программа такова, что количество нервных клеток должно сокращаться. Допустим, Саша и Дима, как и все дети, теряют условную норму нейронов — 1000 клеток. Теперь мозг Саши, который рос в состоянии хронического стресса, будет значительно отличаться от мозга Димы. У Димы, росшего без негативного травмирующего опыта, остается 3000 нервных клеток — достаточно для того, чтобы прожить здоровую счастливую жизнь. А у бедняги Саши остается всего 800 нейронов. Разница очевидна. Такого количества не хватит для здоровой работы мозга.
Наглядно - в таблице ниже:
«Когда происходит урезание клеток в переходном возрасте, оставшихся может не хватить для сохранения здорового баланса. Если факторы стресса сильны, процесс уничтожения клеток может происходить ещё интенсивнее и ещё больше участков мозга частично утратят эффективность», — объясняет Дэн Зигель, детский нейропсихиатр, доктор медицинских наук, профессор Калифорнийского университета (Лос-Анжелес).
Другой врач, нейропсихиатр Университета штата Висконсин Райан Херринга, доктор медицинских и философских наук, доцент кафедры детской и юношеской психиатрии обнаружил, что в связях префронтальной коры и гиппокампа у подростков, которые пережили негативный опыт и у тех, кто с ним не столкнулся, существует колоссальная разница. В какой-то мере это было ожидаемо, но изменения в мозге были обнаружены даже у тех, кто испытал мягкие формы как то: поддразнивание, резкость со стороны родителей или недостаточная эмоциональная забота.
У ребенка, столкнувшегося с негативным детским опытом, наблюдается повышенная склонность к биполярному расстройству и депрессии, пищевым расстройствам. Таким детям свойственна тревожность. Они затрудняются в принятии решений, у них нарушена исполнительная функция, они в шесть раз чаще страдают синдромом хронической усталости* (миалгическим энцефаломиелитом). Почти всё из перечисленного может привести к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

*согласно информации Национального института психиатрии (NIMH)

Хорошие новости


Наш мозг гибок. Существует множество путей для реабилитации. Мозг может сам себя восстанавливать. И первый шаг в этом направлении - осознание причин того, почему мы оказались более подвержены эпигенетическим изменениям, чем другие люди.

Даже запоздалые попытки перепрофилировать собственный мозг могут дать хорошие результаты. Когда чувствительные дети находят поддержку в лице взрослого или другую точку опоры, например, интерес к какому-либо занятию, они проявляют минимальные признаки депрессии. Есть большая вероятность, что у них разовьется положительные психологические черты, что они будут процветать, сохранят гибкость поведения, останутся открыты изменениям.

Не сам опыт стресса наносит вред - вредит реакция на стресс
— Келли Макгонигал, доктор наук, психолог Стэнфорского университета

Когда мы в состоянии переосмыслить стресс и понять, что он может быть полезной реакцией, мы уменьшаем губительность его долгосрочного воздействия.